«До сих пор распространен миф, что Саранск всегда был дырой и захолустьем. Это неправда! Жилось сложно во все времена, но в XVII веке город переживал период расцвета!» Исследователь Дмитрий Фролов издал уникальную книгу об истории столицы Мордовии «Целый город «восстал из пепла» и наполнился своеобразной жизнью…» — говорится в предисловии к новой книге Дмитрия Фролова «Саранск XVII столетия в документах и артефактах». Выход уникальной монографии, созданной с помощью гранта правительства Москвы, можно назвать одним из важных событий в культурной жизни Мордовии! Дмитрий Фролов работал над ней почти 10 лет, по крупицам собирал бесценный исторический материал в архивах Саранска, Пензы, Москвы… Чем и как жили наши предки? Нужен ли Саранску памятник его основателю Савве Козловскому? Как пробудить в людях интерес к истории своего города? Об этом и многом другом заместитель директора по научной работе краеведческого музея им. И. Д. Воронина Дмитрий Фролов рассказал Татьяне Михайловой. «С»: Дмитрий, работая над книгой, вы изучили много архивных материалов XVII–ХVIII веков. Впервые перевели со старорусского языка документы той эпохи… Что вас особенно поразило в образе жизни наших предков? — Лишний раз нашел подтверждение тому, что люди склонны идеализировать прошлое! На самом деле все оказалось многообразнее и сложнее. Наши предки — такие же люди. Героические, обыкновенные, откровенно подлые… Один всю жизнь кляузничал, другой честно воевал 30 лет, не выпуская из рук сабли. А кто-то занимался мирным трудом. Понимаете, все то же самое! Когда меня спрашивают, хотел бы я оказаться в XVII веке, отвечаю: ни за что! Жизнь была очень сложная, а мы привыкли к комфорту. В той эпохе меня восторгает преклонение перед силой духа наших предков, их колоссальным трудом, а также чувством красоты и гармонии. Ведь люди пришли на пустое необжитое место, казалось бы, только и думай о хлебе насущном. Не приведи Бог, случится набег — рядом граница… Но нет! Наши предки строили дома и храмы, создавали памятники письменности, иконописные произведения. Человек гармонично сосуществовал с природой. Люди в сложнейших условиях создавали все то, чем мы сейчас восхищаемся. К примеру, утеряны многие ювелирные техники того времени, по которым в простых кузницах делали украшения и многое другое… И ведь народ должен был воевать! Как следует из царского указа, «как приспеет время вешнее» стрельцам, казакам, служивым предстоял выезд на границы для караульной службы. Также они выполняли роль современной полиции, занимались мелкими поручениями — сопровождали грузы, доставляли документы с каким-то известием… При этом, чтобы обеспечить себе достойную жизнь, были вынуждены торговать. По Соборному уложению — основному своду законов Московского царства 1649 года — у служивых стрельцов и казаков были определенные льготы. Кстати, многие из них хорошо жили! «С»: Чем торговали жители Саранска в XVII веке? — Всем! В Саранской таможенной книге 1691/92 гг. зафиксировано более 150 наименований, не считая такой мелочи, как хлеб, зерно, ягоды… В нашем городе продавали серебро, золото, порох, сахар… Удивительно, что саранские посадские люди много торговали привозным товаром. К примеру, шелками. Огромная ярмарка проходила возле главной святыни города — Собора Всемилостивого Спаса Нерукотворного. До революции он находился на месте памятника Ленину на нынешней Советской площади. Как вспоминает вице-губернатор Пензы князь Долгорукий на рубеже XVIII–XIX веков: «Саранская ярмарка меньше Макарьевской (Нижегородской), но по ценам более умерена…» Оборот годового рынка 1691/92 гг. составил более 14 тысяч рублей — это огромная сумма для новопостроенного города! Для сравнения, годовая зарплата стрельца в то время — 5 рублей. В XVII веке в Саранске жизнь кипела! Сюда прибывали служивые люди, помещики. Правительство весьма разумно колонизировало край, в котором до этого было некоторое количество мордовских деревень, а в основном — дикое поле, ничейная пограничная земля… Помещикам раздавались пустующие земли, они перевозили сюда своих крепостных из центральных округов. К концу 1670–80-х годов, всего за 30–40 лет, население саранского уезда увеличилось в несколько раз. Здесь жило более 10 тысяч человек. Кстати, львиная доля современных русских сел и деревень Мордовии — Апраксино, Анненково, Болотниково и другие — были основаны в XVII веке и названы по фамилиям владевших ими помещиков. В моей книге перечислены имена многих из этих людей, а также — дворян, стрельцов, казаков, пушкарей… Указано, с чем выходили на службу. Для потомственных горожан это полезная информация! «С»: Кстати, сколько осталось в Саранске таких коренных жителей? — Немного. По статистическим данным, опубликованным в 1849 году, в Саранске численность населения составляла 14,2 тысячи человек. В 1913-м в городе проживало 16,8 тысячи. После революции многие уехали, некоторые были репрессированы… Саранск разросся в советское время за счет приезжающих из деревень. Вторая и последующие волны притока населения начались после назначения города столицей Мордовской автономии… И сейчас в Саранске живут в лучшем случае горожане во втором или в третьем поколении. Тем не менее книга не только о нем. Саранский уезд конца XVII — начала XVIII века — это практически половина территории современной Мордовии. В XVII веке она укладывалась в три уезда — Саранский, Инсарский и Темниковский. «С»: Правда ли, что накопленного вами материала хватит еще на одну книгу? — Да. Скажу больше — ученому сложно обращаться к XVII веку. Полистав книгу, по иллюстрациям и переводам документов вы поймете, насколько плохо они сохранились. Многим материалам по 300–370 лет… Бывает, что часть документа просто сгнила или он сохранился не полностью. Иногда, чтобы найти продолжение дела, необходимо провести детективное расследование! Так было с документом о «сабельном рублении между помещиками Чуфаровым, Анненковым и Сколковым». Продолжение пришлось искать в пензенском архиве — в материалах конца XVIII века. Пригодились сведения о родословной Анненковых…Сложность состоит в том, что Саранск и так называемые понизовые города относились к приказу казанского дворца. Его архив сгорел в XVIII веке, большая часть документов погибла. К счастью, делопроизводство велось так, что сохранялись их копии. В московском Российском государственном архиве древних актов осталось много материалов о нашем городе. Так что работы хватит и мне, и тем, кто придет после. Было бы желание! Другое дело, что получить доступ к архивам и работать с документами сложно. К счастью, более 150 дел XVII века сохранились и в нашем краеведческом музее. «С»: Вы планируете так же скрупулезно изучать историю Саранска XVIII–XIX веков? — Нет, потому что в каждой эпохе своя специализация. XVII век велик и необъятен. Через полгода на средства недавно выигранного президентского гранта планирую выпустить еще одну книгу о Саранске этой эпохи, но для школьников. «С»: Хорошая идея! Да и далеко не все взрослые знают, к примеру, что находилось на центральной площади Саранска, на Соборной горе… — Согласен. Например, нынешний Кафедральный собор святого воина Феодора Ушакова расположен на месте Владимирской церкви, построенной в 1817 году в честь павших воинов нашего ополчения, воевавшего с Наполеоном. Рядом находился собор Петропавловского монастыря. На месте Белого дома была Христорождественская церковь, которая считалась приходской в Казачьей слободе. Спасский собор, как уже упоминалось, находился на месте памятника Ленину… В XVII веке там, где сегодня учатся студенты-географы, располагался Казанский женский монастырь… Вся Соборная гора была занята храмами! Анонимный мемуарист, проживавший в Саранске до 1768 года, писал по этому поводу: «Церкви их славятся большими и звучными колоколами, блестящими иконостасами и драгоценными утварями…» «С»: Вернемся из «бунташного века» в современный Саранск! Вам нравится, как он сейчас выглядит? — Хотелось, чтобы Саранск сохранял черты исторического города. Главная проблема — стремительная утрата архитектурного наследия. Обратите внимание, в городе, да и во всей республике остался один памятник архитектуры XVII века — церковь Иоанна Богослова в Стрелецкой Слободе. Она была построена в 1693 году. Также можно назвать храмовый комплекс Макаровского погоста, начатый на рубеже XVII–XVIII вв. и достраивавшийся вплоть до XIX века. Памятников архитектуры XVIII века всего три. Это Трехсвятcкая церковь — бывший краеведческий музей, рядом — Пугачевская палатка и Троицкая церковь, ныне это подворье Санаксарского монастыря. Все! Есть еще немного зданий XIX века… Разумеется, по сравнению с советской эпохой современный Саранск преобразился. С другой стороны, нам нужно очень трепетно и бережно относиться к каждому старинному дому и памятнику архитектуры. Туристы, как правило, не желают смотреть новоделы. Обыкновенно их интересуют овеянные историей дома, здания, храмы, улочки… Всем хочется попасть в атмосферу былых эпох, где таятся легенды, седая древность. К сожалению, такого у нас мало… Как ученый, краевед и просто человек, который искренне любит свой город, призываю всех бережно относиться к архитектурному наследию. В 2041 году столице Мордовии исполнится 400 лет. Нужно сохранять историческую преемственность… «С»: Как вы считаете, нужен ли Саранску памятник основателю города — воеводе Савве Козловскому? — Безусловно! Только представьте — Савелий Козловский в XVII веке построил кремль и обозначил центр Саранска, который с тех пор не передвинулся и никуда не переместился. Заметьте, старожилы Посопа или Химмаша до сих пор говорят «еду в город», когда собираются в центральную часть! Радует, что есть еще такие люди… Сложность в том, что никто не знает, как выглядел Савелий Козловский. В первой половине XVII века, когда он жил, светской живописи как таковой не было. Портретов той эпохи — по пальцам пересчитать. Поэтому для памятника нужен условный собирательный образ. Достаточно молодого человека — воеводы, в одежде XVII столетия. Другой вопрос — где установить монумент. На месте бывшего кремля их и так слишком много. «С»: Что нужно делать, чтобы заинтересовать людей историей Саранска? — Безразличные к этому люди, возможно, не так давно живут в Саранске и еще не успели отождествиться с ним. Еще не поняли, что живут в городе с богатыми традициями. К примеру, почему я написал книгу и работаю над следующей? Историю нужно приближать и популяризировать. Возможно, полистав мою книгу, кто-то поймет: «О, я живу не просто в городе N, которому сколько-то лет, а в историческом месте! Мало того, здесь жили мои предки. Саранску почти 400 лет!» Это важно! У всего есть определенное начало и неплохо бы о нем знать! К сожалению, до сих пор распространен миф, что Саранск всегда был дырой и захолустьем. Это неправда! Жилось сложно во все времена, но в XVII веке город переживал период расцвета! «С»: Вы счастливы, что закончили грандиозную научную работу? — Знаете, любой исследователь хочет, чтоб его труд был реализован и полезен. Поэтому пришлось приложить много усилий. Книга научная, но я постарался написать ее максимально понятно, не скупился на цветные иллюстрации, чтобы читатель увидел те самые «артефакты и документы». Мне хотелось, чтобы они говорили сами за себя. Чтобы человек также погрузился в языковую среду XVII века. Да, она сложная, но я разбил тексты на предложения, расставил знаки препинания. Все стало понятно, за исключением некоторых устаревших слов. Для этого в книге имеется специальный словарик… Надеюсь, читатели заинтересуются историей Саранска и поймут, что это не просто дореволюционный или советский город. Он основан в период, который историки называли не только «бунташным», но и «золотым веком Московского царства»! Р. S. Книгу Дмитрия Фролова «Саранск XVII столетия в документах и артефактах» можно приобрести в магазине краеведческого музея им. И. Д. Воронина. Личное дело Дмитрий Викторович Фролов — музейщик, ученый, иконописец, краевед, историк языка, один из создателей саранского клуба исторической реконструкции и средневекового фехтования «Владычный полк». Родился 16 мая 1984 года в Саранске. Окончил с отличием филологический факультет МГУ им. Огарева (2006 год). Кандидат филологических наук (2010). Доцент кафедры стилистики, риторики и культуры речи, а затем кафедры русского языка как иностранного МГУ им. Огарева (2007–2018). Автор более 120 научных и учебно-методических работ. С 2009 года работает в Республиканском краеведческом музее им. И. Д. Воронина, в настоящее время — заместитель директора по научной работе. Лауреат премии им. Эрьзи в области музейного дела. Генеалогия|Genealogy https://www.genealogyrus.ru

Теги других блогов: история книга Саранск